АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения речи муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 40 «Улыбка» г. Светлоград

Составлена с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой; примерной адаптированной программой коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет Н.В.Нищева

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ создается для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности. Она обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию таких детей.

Каковы задачи разработки адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ и ее реализации?

  • компенсация тех дефицитов, которые возникли в силу специфики развития ребенка,
  • минимизация рисков, связанных с организацией и содержанием его обучения,
  • реализация потребностей ребенка в обучении, развитии и адаптации в социуме и выполнение государственного заказа на оказание такому ребенку образовательной услуги.

         Действительно, на педагога выпадает дополнительная нагрузка, и порой очень сложно спрогнозировать те результаты, которые должен показать ребенок в результате реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. Любой педагог или психолог знает, что нужно опираться на зону ближайшего развития ребенка и ставить немного завышенную планку, к которой он должен стремиться. Это позволит оптимально освоить образовательный процесс и получить определенное развитие.

Каковы действия педагога при разработке адаптированных образовательных программ для детей  с ОВЗ

         В первую очередь, должна быть осуществлена педагогическая диагностика. Педагог должен отлично знать и понимать, что представляет из себя данный ребенок, уровень его развития на сегодняшний момент, прогнозировать возможности этого ребенка. Все это должно решаться коллегиально на основании обследований психолога, педагогических диагностик, каких-то срезовых работ. И только на основании этой диагностики и полной картины психолого-педагогической характеристики ребенка учитель должен определить цели и задачи помощи этому ребенку в освоении того или иного учебного предмета либо всех предметов.

         Обязательно нужно проанализировать саму образовательную программу по тому предмету, для которого разрабатывается адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ, вычленить из нее наиболее важные дидактические единицы, универсальные учебные действия, которые будут обязательны для освоения. На основании этих ключевых моментов необходимо планировать, в каком объеме будет преподаваться ребенку этот предмет, каковы важные учебные темы, которые ни в коем случае нельзя удалить из программы, какие учебные навыки, нельзя опустить на второй план. Нужно ставить достижимые цели.

          Далее под эту содержательную программу делают  календарно-тематическое планирование, в котором прописывают то, посредством чего ребенок будет достигать поставленных целей, знаний, умений и навыков. Существует нормативное положение в федеральном образовательном стандарте, что сроки освоения образовательных программ для детей с ОВЗ могут быть увеличены. Если это тот случай, когда ребенок должен обучаться по удлиненной программе, то в адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ это нужно учесть. Программу какого-то класса или ступени можно растянуть по времени, можно убрать какие-то отдельные темы или, наоборот, что-то добавить для того, чтобы ребенок более легко усвоил то, что предусмотрено основной образовательной программой.

          Далее на основании созданной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ ставятся конкретные цели и задачи к определенным темам, чтобы ребенок в результате смог освоить те умения и навыки, которые необходимо у него сформировать и которые предусмотрены требованиями ФГОС.