Игры, направленные на снятие эмоционального напряжения

Такие игры помогают обучить ребенка приемам расслабления, снятию эмоциональной неустойчивости, управлению собственным телом.

«Танцующие руки».

Если дети неспокойны или расстроены, эта игра дает им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. Потребуются большие листы бумаги (или старые обои), клейкая лента, цветные мелки. Игра сопровождается оживленной музыкой. Разложите бумагу длинной полосой на полу. (Другой вариант состоит в том, чтобы прикрепить листы клейкой лентой к столу дать детям возможность рисовать стоя). Инструкция: возьмите, пожалуйста, каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок нравящегося вам цвета. Теперь лягте, пожалуйста, на разложенную бумагу так, чтобы руки и кисти до локтя, находились над бумагой (так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что у вас получилось (2-3 мин.).

«Ласковые лапки».

Взрослый кладет на стол 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть и объяснить, что по руке будет ходить зверек и касаться лапками. Надо с закрытыми глазами угадать «зверька». Прикосновения должны быть поглаживающими и приятными. Варианты игры: зверек прикасается к щеке, колену, ладони. Для развития навыков коммуникативности, это упражнение могут выполнять дети друг с другом.

«Огонь и лед».

Попеременное напряжение и расслабление всего тела. «Огонь!» — дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. «Лед!» — дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

«Тряпичная кукла».

Детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте, что вас подвесили за руку, за палец, за плечо и т.д.». Упражнение выполняется в произвольном темпе.

«ДВА ПИЛОТА ВЕРТОЛЕТА

ПРИГОТОВИЛИСЬ К ПОЛЕТУ...»

Пальчиковые игры для дошкольников

Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Такие игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем понемногу роль ребенка становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова и движения — все ему подвластно... Разве что иногда приходится что-нибудь ему напомнить.
Игры, построенные по образцу традиционных потешек и описанные здесь, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике специалиста — педагога, психолога, логопеда, работающего с маленькими детьми. Двухгодовалого малыша (а можно и полуторагодовалого) лучше всего посадить к себе на колени. Пусть руки взрослого и ребенка играют вместе, взрослый ведет движения малыша. Немного позже ребенок уже сидит рядом, играет относительно самостоятельно, вначале копируя движения взрослого, а еще позже — следуя за его словами.

 

ПЕРЧАТКИ

Слова потешки

Движения пальцев

Скоро будут холода.
Что же делать нам тогда?
Вот одной руке другая
Одеваться помогает.

Поднести руки ко рту, подышать на ладони.

Надевай пальто, большой.
То-то стало хорошо!

Подушечками трех первых пальцев правой руки прогладить большой палец от кончика до основания.

Братья следом, раз-два-три,
Приоделись, посмотри.

Так же прогладить по очереди указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.

Зазевался лишь малыш.
Одевайся, что стоишь.

Дважды прогладить мизинчик.

Повторить те же действия с другой рукой.

Все теперь в порядке:
На руках перчатки.

Поднять руки вверх, полюбоваться ими, пошевелить пальцами.

ЗИМНЯЯ РАЗОГРЕВАЛОЧКА

Если замерзают руки
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.

Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую.

Сначала ладошки
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят, и взаправду,
А не понарошке.

Растирать ладони все быстрее и быстрее.

Я горю, как от огня.
Вот, потрогайте меня.

Протянуть вперед раскрытые горячие ладони, предлагая всем потрогать их.

ВЕРТОЛЕТЫ

Два пилота вертолета
Приготовились к полету.
- Я готов!
- И я готов!
Отойдите от винтов.

Поставить кулачки на стол, большие пальцы поднять вверх.
Пошевелить большим пальцем левой руки, затем — правой.

Мы взлетаем выше, выше,
Там, внизу деревья, крыши,
И дороги, и поля —
Вся огромная земля.
И туда, куда хотим,
Мы летим, летим, летим!

Описывая круги большими пальцами, жужжа, плавно поднимать руки вверх.
Крутить пальцами все быстрее и быстрее. По желанию ребенка можно побегать по комнате.

Мы заходим на посадку.
Рейс окончен. Все в порядке.

Замедляя движения пальцев, понемногу опускать руки. Вновь поставить кулачки на стол.

 

Пальчиковые игры.doc

ПСИХОГИМНАСТИКА

1.«Медвежата в берлоге»

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь  следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте,  можно начинать игру.

2.«Игра с шишками» (на напряжение и расслабление мышц рук)

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапах. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.

Повторить игру 2-3 раза.

3.«Игра с пчелкой» (на напряжение и расслабление мышц ног).

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась.

Игру повторить 2-3 раза.

4. Игра «Холодно-жарко (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама - медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Игру повторить 2 -3 раза.

5. «Любящие родители»

Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тихонечко покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения: сложить перед собой руки; обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.

6. «Игры в воде»

Лето. Дети на даче. Вот они веселой гурьбой бегут к речке и с разбега плюхаются в воду, молотят по воде руками и ногами…

Но один мальчик, посмотрите, поплыл на самое глубокое место (там воды до пояса), зажал нос и уши пальцами и погрузился в воду с головой. Сидит, задержав дыхание, под водой, а потом как выскочит из воды. Набрал побольше воздуха и снова под воду. Тут и остальные ребята подплыли к нему, соревнуются, кто дольше под водой пробудет. Хорошо в воде, весело. Можно брызгаться друг на друга руками. А можно и ногами, если шлепать по мелководью. А какое это удовольствие ходить по дну руками! И нет лучшего наслаждения, как с веселым визгом выскочить и растянуться на теплом песке и лениво ждать, пока высохнут трусики.

Дети действуют в соответствии с фабулой рассказа, пока звучит музыка.

7. «На берегу моря»

Дети играют на берегу моря (этюд «Игра с камушками»).

Плещутся в воде (этюд «игры в воде»).

Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

8. «Игра с песком» (напряжение и расслабление мышц рук).

Набрать воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания).

Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Повторить игру 2-3 раза.


Консультация для педагогов

«Использование фольклора в развитии дошкольников»

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает народный детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор – это народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Особенность фольклора – это коллективность и народность, а так же он является источником любой литературы и искусства, оказывает всестороннее влияние на развитие человека. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь, делают её образной и красочной, привлекают детей, делают обычную повседневную работу интересней.

Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторять слова, выполнять задания, участвовать в играх. Без считалок не обходиться игра, при выборе ведущего.

Колыбельные песенки успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу владеющему народным фольклором, тянутся дети: их завораживает напевность слов. Под потешки дети с удовольствием умываются, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становиться ярче, интереснее, уходит скука, однообразие. У ребенка развивается память, внимание, мышление и речь, при выполнении определенных действий развивается координация и ловкость. Рассказывая потешки на первых порах необходимо использовать наглядность, объяснить значение новых слов.